Уважаемые коллеги! Данный материал задумывался как послематчевое интервью с рулевым Флорианы - очередной опус из цикла интервью с мальтийскими менеджерами, засорявшего в прошедшем сезоне форум Мальты. Однако, довольно быстро концепция изменилась. А потом изменилась еще один раз. В результате получился опрос целой группы разработчиков ПБ-Лиги. Каждому из них было предложено ответить на одни и те же вопросы. Независимо друг от друга. И не беда, что некоторые ответы содержат, по сути, одну и ту же информацию. Не беда и то, что кое-что, возможно, уже утратило свою актуальность (процесс по вполне понятным причинам шел не одну неделю, более того, не один месяц). Думаю, каждый из тех, кого заинтересует этот материал, сможет найти даже в похожих ответах какие-то любопытные оттенки и нюансы, уловить настроение отвечавших, наконец. Со своей стороны хочу выразить огромную благодарность людям, дающим нам возможность вглядываться в бесконечные столбики цифр и строчки букв, ломать голову над стратегией и тактикой, радоваться победам и переживать неудачи, подшучивать друг над другом, спорить и ругаться на форумах, живя, наслаждаясь, болея (это уж кому как повезло) одним общим делом – ПБ Лигой…
Расскажите, как рождаются нововведения в Лиге? Как происходит их обсуждение? Как принимаются решения? Используется ли право «вето»?
Yazynin: Нововведения рождаются в голове. Часто они появляются сразу в разных головах. И обсуждаются. Бывает, что в ходе обсуждения они претерпевают необратимые эволюционные изменения. Если есть возможность - нововведения обкатываются. Бывает, что после обкатки, все переделывается. В частности, именно так случилось с накопленной усталостью. Второй вариант усталости был отвергнут как слишком запутанный. В итоге пришли к принципу: 5 минут на поле равны 1 балу Ун.
Как такое право "вето" не используется (отсутствует). В спорных случаях вопрос может быть решен с помощью поименного голосования разработчиков. Обычно это несколько соизмеримых альтернатив, из которых надо выбрать одну.
Ard: Поскольку так уж сложилось, что у нас есть некие специализации, то в основном обсуждение деталей проходит внутри таких специализированных групп. Но, в общем, каждая из идей обсуждается в рассылке разработчиков. В спорных моментах приходится прибегать к голосованию. Однако мы стараемся особо спорные вопросы решать путем нахождения компромисса, так чтобы все были более или менее удовлетворены решением.
Kura: Трудно сформулировать в двух словах. По-разному бывает… Бывает, что кто-то просто берет и делает. Бывает, 2-3 человека отдельно от всех обсуждают и делают. Бывает, что во внутренней рассылке обсуждаем. Вот НУ придумывали довольно долго. Сначала обсуждали по аськам что-то похожее. Потом мы с Димой Языниным встретились в Москве, попили кофе, обсудили. И, кажется, без дальнейшего обсуждения, через недели две Дима взял и сделал основную часть.
Решения принимаются, как получится. И голосования бывают, и диктаторские решения по типу, "кто онлайн, тот и прав" бывают. Последнее обычно относится к экстренным случаям. Про "вето": не помню, чтобы такое было. Обычно компромиссы находятся. Разве что за «вето» можно считать: "А эту мню я делать не буду. Сами пишите".
Thunderbolt: Кому-то приходит в голову хорошая идея, он делится ею с остальными. Обычно, сначала обсуждение идет между двумя людьми в аське, типа: послушай Илья, какую гениальную мысль я придумал :) Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше. Затем, когда идея выходит более сформированной, запускается обсуждение в рассылке. Если нет единодушного согласия, проводится процедура голосования. Права "вето" у нас не применяется.
Существуют ли внутри коллектива Богов «группировки»? Или он, все же, представляет собой более или менее единое целое? Насколько жаркими бывают споры по поводу изменений? Бывали ли случаи, когда они приводили к конфликтам? Если да, долго ли продолжались такие конфликты?
Yazynin: Так как нововведения обсуждаются, то бывает, что выявляются принципиальные недоработки в нововведениях. В таком случае подобные разработки не идут в дело и откладываются до лучших времен. Кровавых конфликтов по поводу нововведений я что-то припомнить не могу.
Ard: Группировок как таковых нет. Но споры случаются. Бывали и жаркие. Бывают и случаи взаимного недопонимания. Бывали и конфликты, но уже давно.
Kura: Группировок, я бы сказал, нет. Но люди друг к другу, конечно, по разному относятся… Ну, бывают споры… Их жар, конечно, притупляет удаленность друг от друга. И, скорее, бывают не конфликты, а обиды.
Thunderbolt: Ни то, ни другое :) Обычно получается, что у каждого свое мнение :). Споры, конечно же, бывают жаркими, но до серьезных конфликтов дело обычно не доходит.
Как Вам кажется, сохраняется ли интерес у разработчиков к своему детищу на прежнем уровне/растет/уменьшается? Вливается ли в коллектив «свежая кровь»? Насколько регулярно?
Yazynin: Интерес, также как и форма, изменяется по синусу.
Ard: Мой интерес растет – это однозначно. Однако мне кажется, что многие из нас уже утратили былой энтузиазм… к сожалению… Свежая кровь – нет, давно не было новичков. Видимо, это обусловлено тем, что без внимания сейчас остаются достаточно сложные задачи, и не каждый новичок (в особенности новичок) возьмется за их реализацию. А для мелких задач нет смысла привлекать новых людей – проще и быстрее сделать тем, кто сейчас в строю.
Kura: Ну, он, конечно, меньше, чем в начале… И, скажем так, волнами… Зависит все от того, как в остальной жизни идут дела, есть ли время. Девушка, учеба, работа. Все отнимает время. Сейчас вот s.t.a.l.k.e.r. мешает ;-). Плюс, сами работы по лиге влияют на интерес: если пошло программирование легко и быстро, то хорошо… А начитаешься форума нашего, уши вянут и ничего не хочется делать…
Свежая кровь, да. Такое бывает. Без этого мы бы не выжили. Из тех кто "разрабатывал" лигу во время тов перед первым сезоном, кажется, сейчас остались только Макс и Юра. Ну и еще я, но у меня, как бы, перерыв как раз тогда был ;-).
А регулярно такое и быть не может. Это не призыв в ВС, и даже не прием на работу. Хобби все же. Очень порадовал когда-то Dis. Он написал флеш-отчет, показал его. А потом раскололся, что написал его, чтобы к разработчикам присоединиться.
Thunderbolt: Интерес, в среднем, сохраняется на прежнем уровне, хотя часто его уровень меняется по синусоиде, как форма команды :) Свежая кровь время от времени вливается.
Скажите, сохранится ли присущая Лиге сегодня некая «клубность» или даже «элитарность»? Или же планируется расширение количества играющих?
Yazynin: Существенного роста числа команд не предвидится. В запаснике лежит проект появления самостоятельного континента со своей структурой "еврокубков" и турниров сборных. Но, даже в случае его появления, будет добавлено всего 8 стран.
Кроме того, генерация матча сейчас занимает заметное время, а после перехода от модели вероятностного возникновения игроков в клетках к модели их передвижения по полю, время генерации может еще возрасти. А увеличение числа команд уже само по себе увеличивает время генерации тура.
Если бы проект был коммерческим, то в подобной ситуации имело бы смысл рассматривать вариант появления разных серверов (миров) с идентичными командами, но разными менеджерам. Но, в реальности подобное нереально.
Ard: Возможно, что будет некоторое расширение – ЮА пресловутый, например. Но, я надеюсь, что сохранится и «клубность».
Kura: Я бы не сказал, что мы ставит себе такую задачу. Вопрос о расширении регулярно поднимается. Если бы мы сами понимали, как это сделать (если это вообще возможно) ;-)… Пока формулировать вопросы получается куда лучше, чем находить на них ответы.
Thunderbolt: Лично мне больше по душе существующая «клубность». От расширения мне видится больше минусов, чем плюсов.
Интересно было бы узнать данные о текучке менеджеров в Лиге. Сколько человек сменилось за последние три-четыре сезона? Как с динамикой? Растет ли текучка или уменьшается? Есть ли клубы-«летучие голландцы», сменившие менеджеров уже много раз? Какие являются рекордсменами? И сколько раз меняли хозяев? А какова статистика по федерациям?
Yazynin: Лично я не очень владею подобной статистикой. Вроде бы, для президентов сделали статистику числа автосоставов за сезон. Данная статистика согласуется с тем, как часто меняются менеджеры в федерации.
Ard: -
Kura: Если честно, не знаю. Могу судить только по своему чемпионату.
Thunderbolt: Мне самому было бы это интересно :) К сожалению, на данный момент эта статистика централизованно не ведется, хотя, возможно, подобная инфа есть у Довнара. Я могу судить только по нашей Украинской федерации. У нас в этом плане все обстоит очень даже хорошо. Смена менеджера бывает крайне редко. Зачастую несколько сезонов подряд смен не происходит. В этом сезоне, если не ошибаюсь, была только одна смена.
Каково Ваше личное мнение на тему «рэндома» в Генераторе? Сокращается ли его влияние или растет? Достаточно ли у рядового менеджера, не способного писать всякие «скрипты», возможностей для анализа игрового процесса? И действительно ли существует возможность проследить причинно-следственные связи? Или же максимум, что возможно, это, подобно биржевым аналитикам, объяснить почему реализовался тот или иной сценарий, а не предугадать возможное развитие событий?
Yazynin: С точки зрения рендома, лучше всего было бы писать симулятор баскетбольного матча, так как по ходу игры обе команды совершают существенно больше атак по кольцу, чем в футбольном матче. При большом числе использований датчика случайной последовательности, его влияние усредняется и может быть фактически исключено из рассмотрения.
Так вот, в последние сезоны просчитываемая "длина" матча возросла.
Кроме того, число готовых скриптов, предназначенных для анализа игр, в этом сезоне также возросло. Другое дело, что анализ требует времени, и не каждый готов потратить СВОЕ время на это. Проще сказать, что все дело в рендоме…
В ближайшее время на всеобщее обозрение будет представлен скрипт, раскрывающий "тайны" таких установок, как стили. Может быть, он окажется полезным одному-двум менеджерам…
Ard: Влияние рэндома, как и в реальном футболе, несомненно, присутствует. Велико оно или нет – понятие относительное. Я считаю, что нет. Более того, считаю, что оно заметно уменьшилось по сравнению с прошлыми сезонами. И будет уменьшаться и дальше. К моему великому сожалению, приходится признать, что предугадать развитие событий в конкретном матче сейчас очень сложно. А вот проанализировать и понять уже сыгранный матч стало заметно проще. Но мы работаем именно в том направлении, чтобы у менеджера было больше инструментария для влияния на результат в конкретном матче.
Kura: Оно - нормальное. Тут главное, как к этому относиться. Был бы способ померить "влияние" генератора (силы игроков, таланта менеджера), конечно, мы бы померили и стали бы думать, то ли это, что надо. А так на ощущениях…
Что-то в этом сравнении с биржевым аналитиком есть… Я бы сказал, что есть у нашего генератора определенные недостатки. Самое неприятное во всех наших установках на матч, это не малость их влияния (как считают многие), а, скорее, сложность предсказания их влияния на игру. И так уж получается, что проще и понятнее "проиграть" тактически чем "выиграть".
Thunderbolt: Полностью исключить "рендом" из генератора попросту невозможно. Разработчики, конечно же, стремятся как можно больше уменьшить его влияние, сделать рендом более "управляемым". Но, в одной отдельно взятой игре рендом может вырваться на свободу и натворить делов. После таких игр обычно и начинаются выкрики о том, что рендом правит ПБЛ-ом. Много ли людей предугадало победу сборной Греции на последнем чемпионате Европы? И насколько закономерна она была? Так и в ПБЛ - никто не может дать 100% гарантию наступления того или иного результата. Но, используя послематчевую статистику и новый просмотрщик матчей вполне можно понять, почему матч пошел по такому сценарию, и какие изменения в составе или схеме могли бы изменить его течение.
Как бы лично Вы оценили влияние на игровой процесс в данный момент следующих факторов: сила игроков, вклад среднестатистического менеджера, рэндом? Или же есть еще какие-то?
Yazynin: Практика показала, что ошибками менеджмента (той же физики игроков) можно угробить любой клуб, так что, как минимум, менеджер не должен допускать ошибок, что бы иметь возможность реализовать потенциал клуба (силу игроков). Влияние менеджера при подготовке к игре существует, по крайней мере, Флориана в 7 сезоне больше внимание уделяла играм ЛЧ и там удалось неплохо выступить, а вот подготовка к играм чемпионата шла по остаточному принципу и с минимальными затратами времени на отправку состава - итог очевиден. При этом в ЛЧ сказалась короткая скамейка клуба, если бы в четвертьфинале удалось удержать устраивающий клуб счет, то в полуфинале уже некому было бы играть, и никакая подготовка к игре не смогла бы дать положительный результат.
Ну а "рэндом"- это, вообще, мифологическое понятие, которое добавляет адреналина при просмотре онлайн-отчета матча. :)
Ard: 1) Вклад менеджера (в большей степени стратегическая составляющая, в меньшей тактическая)
2) Сила игроков
3) Рандом.
Kura: Как удовлетворительные. Проводимые достаточно регулярно эксперименты показывают нормальные результаты.
Thunderbolt: Если одна команда намного сильнее другой, то сила становится практически единственным фактором, если же силы отличаются не так сильно, то возрастает роль как менеджера, так и рендома. Но, надо понимать, что менеджер своими действиями может только увеличить либо уменьшить свои шансы, а полностью исключить рендом все равно невозможно.
Как Вы считаете, есть ли реальный шанс у слабачков приблизиться к лидерам? Разумеется, если менеджер лидера надлежащим образом следит за своей командой…
Yazynin: В силу заложенных особенностей набора игроками опыта в играх происходит процесс подтягивания "слабачков" к лидерам, однако, превзойти лидера без дополнительных действий со стороны менеджера не получится.
Ard: Есть.
Kura: Думаю да. Стратегия развития клуба значительно более явно и формально описана и понятна рядовому менеджеру, чем наша тактика. И можно сказать, что и генеральная линия лиги - "в стратегическом аспекте сильной и успешной команде должно быть труднее, чем слабой" - помогает слабачкам. Между тем, упомянутая понятность стратегии, можно сказать, приводит как раз к тем процессам, которые принято называть РПГ-составляющей ;-).
Thunderbolt: Вопрос очень интересный :) В принципе, я думаю, что шанс есть, хотя, смотря что понимать под "надлежащим образом". Кроме того, очень важно, насколько велик отрыв лидера в данном чемпионате от остальных команд. Если отрыв слишком велик, то, мне кажется, лидер всегда сможет успеть вырастить сильную смену своим игрокам-монстрам, сохраняя таким образом отрыв. Если же у лидера сильная конкуренция, он не сможет позволить себе регулярно прокачивать юнцов в играх и в результате при правильном подходе и некоторой доли везения у слабачков появляется действительно реальный шанс догнать, а то и обогнать лидера.
Достаточно ли в игре «антуража»: общения в форумах, встреч менеджеров, обзоров игр? Или, может, стоит прибавить в этом направлении? А может быть идея стимулировать подобную «окружающую среду» таллерами была не так уж плоха? И имело смысл поработать над критериями оценки?
Yazynin: В последнее время "антуража" стала меньше, и, на мой взгляд, виной этому неудачная система "оплаты" творческих усилий менеджеров. Она явно нуждается в совершенствовании. Достаточно сказать, что если раньше обновлялась информация на 5 мальтийских сайтах, то в этом сезоне (по разным причинам) все это практически исчезло.
Ard: Антуража больше, чем где бы то ни было, но, думаю, никому не помешает, если его станет еще больше. Например, мне было бы очень интересно читать аналитические обзоры с прогнозами про ЧЕ, однако, их нет…
Про талеры ничего не скажу, я воздерживаюсь от каких либо решений в этом вопросе.
Kura: Форумы у нас вроде как живые, да? Встреч, лично мне, точно не хватает. Кажется, вживую видел девятерых менеджеров ;-). Из них 4 "руководителя". К Максу Лещенко вообще в гости на постой приезжал ;-). Мало, в общем… Обзоры… Я не до конца понимаю, что есть хороший обзор у нас. Я бы сказал, что прибавлять в общении и "антураже" надо не "сверху", а "снизу".
Как показала практика, большинство материалов писалось не из желания написать, а из желания получить талеров для команды. Не думаю, что это хорошо. При этом, существующая сейчас система вполне позволяет поощрять журналистику. Каким образом? Да хоть вот так. Тезисно:
1. Если кто-нибудь будет раз в тур писать нормальный обзор прошедшего тура и превью следующего мне не жалко за сезон оторвать от своей команды, ну скажем, 100к.
2. Если на такое пойдет хотя бы 10 менеджеров из чемпионата, то автор получит за сезон 1М. Так?
3. И вот тут самый большой вопрос - мало? Чтобы понять - можно посмотреть на баланс команды. У меня, например, +3.5М. Т.е., 1М это достаточно много…
Или глянуть, какие у современных КТ взносы - многие ли рискуют "мелким" лямом?
Thunderbolt: В разных чемпионатах по-разному. Как я могу оценить ситуацию во всех 44 федерациях? Скажем, у нас в Украине в разгар сезона общение в форуме идет полным ходом, обсуждаются трансферы, прошедшие игры, предстоящие игры и т.д. и т.п. Если говорить про встречи менеджеров, то тут уже все зависит от местожительства менеджеров. Абсолютное большинство кишиневских менеджеров я знаю лично, и когда мы встречаемся, то это не встреча менеджеров, а встреча друзей :) Что касается обзоров матчей, то, думаю, что можно было бы как-то премировать тех, кто пишет действительно интересные обзоры. Может быть, ввести послематчевые интервью тренеров команд и выплачиать за них денежку, при условии, что интервью интересное и развернутое.
Как Вы считаете, насколько активно используются менеджерами разного рода «нечестные приемы»? Достаточно ли защищена от них Лига сегодня?
Yazynin: Подобные случаи, к сожалению, бывают. Абсолютной защиты не существует, так что нет пределов совершенству.
К слову, вспоминается криптографический анекдот, о том, что абсолютная защита от прослушивания возможна, только если поместить аппаратуру шифрования в абсолютно изолированную комнату, отключить аппаратуру от питания и не вести в комнате разговоров.
Ard: Возможно, что используются. Мне кажется, что недостаточно высока наша степень защиты.
Kura: Я надеюсь, что редко. Примерно, так же часто, как мы находим. Достаточен ли уровень защиты… Честно говоря, не знаю. На такие мысли сил, в общем, не остается.
Thunderbolt: Думаю, что "читы" и "махинации" не слишком сильно влияют на игру. Хотя, подозрительные трансферы время от времени случаются.
Сколько времени в среднестатистическую неделю уходит лично у Вас на работу на благо Лиги? Что Вами движет, что мотивирует?
Yazynin: Подобный подсчет времени никогда не вел. Но разбросы бывают существенно разные (от нуля в отпуске до десяти часов при возникновении сложной проблемы и наличии этого времени).
Лично мне нравится для души написать пару новых скриптов, применить что-нибудь новенькое из технологий. В самом начале, когда я только присоединился к разработчикам, мне было интересно - как написан генератор. Сейчас я знаю, как он должен быть написан при правильном подходе, но и представляю трудоемкость этого. Развитие генератора идет не методом создания совершенно новой версии, а доработкой существующего кода. Однако, стоит сказать, что если бы автор самой первой версии генератора увидел бы то что есть сейчас – он бы очень сильно удивился коду.
Ard: 7 часов. Движет интерес в первую очередь.
Kura: А хрен его знает. Когда мало, когда много. Если не считать общение со всеми в аське во время работы, то, наверное, полчаса (в неудачное время) и час (в удачное) в среднем. Если с аськой (да еще с этим интервью), то больше. Правда, на работе это все помогает работать - меньше глаз замыливается.
Интересно. Пока от программирования получаю удовольствие. Забавляюсь, в общем.
Thunderbolt: К сожалению, реальная жизнь забирает слишком много сил и времени, так что на развитие Лиги у меня в последнее время не остается ни того ни другого. Ну а когда удается все-таки что-либо сделать, то главная мотивация - сделать игру более интересной, ведь я тоже в нее играю, и мне, как менеджеру, хочется получать больше удовольствия от Лиги.
Скажите, интересно ли Вам играть самому? Что именно привлекает в наибольшей степени? Насколько помогает знание тонкостей генератора? Дает ли оно преимущество перед другими?
Yazynin: В целом, пока мне еще интересно играть. Почти все официальные матчи я смотрю в онлайн-отчете, да и большую часть товарищеских игр тоже.
Ну а знание тонкостей генератора мне скорее мешает, чем помогает. В этом сезоне было обидно пропускать мячи после угловых у чужих ворот, и знать, что повлиять на них было почти нельзя. С другой стороны, просмотр множества матчей в тестовом просмотрщике в ходе доработки генератора перед 7 сезоном, был очень поучителен. Но по ходу сезона данный просмотрщик матчей стал доступен всем – было бы желание смотреть.
Ard: Да, очень интересно. Достижение поставленных задач привлекает больше всего. Знание генератора, конечно же, помогает и дает некоторое преимущество, которое выражается, прежде всего, в том, что мне легче и проще предсказывать возможные варианты развития событий.
Kura: Интересно. Привлекает, то же самое, что, наверное, и во всех многопользовательских играх: игра с людьми, а не с роботом. Общение, эмоции. Я, как бы, генератор и знаю-то не сильно. Не думаю, что именно про генератор знаю больше, чем суммарно на форуме написано.
Thunderbolt: Конечно, мне интересно играть :) Если бы не наличие этого самого интереса к игре у руководства, не было бы и никаких нововведений. Возможно, когда я выиграю чемпионат Украины, а потом ЛЧ интерес упадет, но пока мне есть к чему стремиться :) Знание тонкостей, конечно же, помогает. Небольшое преимущество, конечно же, есть, но если бы оно было заметным, то, думаю, за 7 сезонов хотя бы один разработчик выиграл бы ЛЧ :)
Несколько слов о том, а что нас ждет в будущем? Не надо конкретики… Хотя бы тезисно расскажите о тех направлениях, куда сейчас направлены основные усилия разработчиков?
Yazynin: Если говорить не о 8 сезоне, а о более далеком будущем, то хочется добавить в генератор перемещение всех игроков по полю, вместо используемого сейчас принципа вероятностного появления игроков (стоит сказать, что то, что есть сейчас сильно отличается от того, что было в первых сезонах, однако базовый принцип пока неизменен). В частности, подобный переход позволил бы в тестовом просмотрщике выводить положения всех игроков по ходу матча, а не только задействованных в эпизоде.
Самое главное, что ясно КАК это можно сделать.
Ard: Работаем над увеличением тактических приемов менеджера. И над реальным моделированием перемещений игроков – хотим уйти от вероятностных перемещений.
Kura: Если бы сам представлял… Сейчас некий период раздельных раздумий и набора сил. Кроме всего прочего, проект действительно стал настолько сложным, что экстенсивно развиваться, наверное, уже неэффективно. Сложнее стало поддерживать, сложнее развивать…
Thunderbolt: Как вы сами видите, основные усилия направлены на увеличение влияния менеджера на игровой процесс. Ну и очень бы хотелось ввести полноценное движение игроков по полю.
Как Вы считаете, а в какую сторону изменяется интерес рядовых менеджеров к проекту?
Yazynin: Сложно сказать. Все-таки, последнее время возросла сложность отправки состава на игру, а это не для всех удобно. Да и с момента старта лиги прошло уже много времени, очевидно, что накапливается усталость и притупляется восприятие. Но, с другой стороны, появление новшеств разнообразит рутину. Но, вот интересно было бы узнать, как все это воспринимается «на новенького»? Все-таки интересы у старожилов и новичков могут быть разными…
Ard: Не знаю, у некоторых новичков (2-3 сезона) интерес быстро растет. У некоторых старожилов, кто не очень уделял внимание проекту раньше, теперь тоже растет. Но у некоторых активных игроков интерес, к сожалению, пропадает – наелись, как говорится…
Kura: У давно играющих менеджеров (как минимум, у некоторой части) явно должна накопиться усталость от игры. С другой стороны, для многих это стало постоянным хобби, и, наверняка, без Лиги было бы скучно. Процесс такого угасания интереса абсолютно нормален. Но раз люди играют, значит, им интересно.
Thunderbolt: Надеюсь, что он не угасает :)
Комментарии :
Комментариев нет